«Возвращение в родной город представлялось мне этаким приходом в тихую гавань. Я воображала, как буду заниматься дочкой, водить ее на кружки и ездить время от времени на встречи в Петербург. Но, видимо, раз включившись, ты уже просто не можешь оставаться в стороне», – рассказывает создательница Ленинградской областной общественной организации социальной помощи «Семейный информационный центр» Елена Сусорова. За два года, прошедшие с переезда Елены в Кингисепп, здесь была создана школа осознанного родительства, прошел городской фестиваль на 3000 участников, была получена поддержка серьезного эндаумент-фонда и президентский грант и возникло местное сообщество, которое помогло выжить в центре этого циклона.
Включенность, от которой так и не удалось удержаться Елене, возникла намного раньше её возвращения на малую родину: первый семейный центр был создан Сусоровой в Санкт-Петербурге в 2009 году. Организация занималась профилактикой семейных кризисов. «Я видела, что в городе ведется работа с семьями, в которых кризис уже случился, но нет поддержки тех, у кого сегодня всё благополучно. Эти семьи также могут оказаться в какой-то момент в состоянии развода, столкнуться с внутренними конфликтами, сложностями в воспитании детей… Нет профилактической работы, которая помогала бы избегать самих кризисов и конфликтов».
Профилактика вылилась в целую череду активностей: семинары для родителей, журнал «Мамин/Папин», городские фестивали «Мамин день», «Папин день» и «Привет, малыш!», президентский грант на программу помощи женщинам, перенесшим перинатальную утрату… К моменту, когда созрело решение о тихой гавани, накопленный опыт был впечатляющим.
Куда приводят разговоры у подъезда
В родном Кингисеппе общественная деятельность Елены началась с того, чем для большинства нормальных людей она вообще-то заканчивается: с разговоров на лавочке. Общение с местными мамами сложилось в формате «чего здесь только нет!»: не было почти ничего из того арсенала общественных инициатив, к которым давно привык Петербург. Ни курсов подготовки к родам, ни системных занятий с психологом для детей и взрослых. Консультации по грудному вскармливанию? Нет, не слышали.
«За время работы с семейной темой в Санкт-Петербурге я привыкла к мысли, что те же курсы подготовки к родам есть при каждой женской консультации, – вспоминает Елена. — Первое время я потратила на то, чтобы просто уложить в голове идею, что всего этого может не быть».
Следующей стала идея, что всё перечисленное находится в зоне профессиональной компетенции, а значит, ситуацию можно довольно легко исправить. С этой мыслью Сусорова направилась в городскую женскую консультацию, где оказалась желанной гостьей. «Я сразу увидела заинтересованность в лице заведующего консультацией Евгения Александровича Маркова. Всё – как и где мы будем вести занятия, где возьмем специалистов, каким образом врачи будут приглашать женщин на семинары – мы обсудили за 40 минут». Вишенкой стала договоренность, что сам Марков тоже подключится к чтению лекций молодым мамам.
И всё же одного энтузиаста, пускай даже в статусе заведующего, для организации полноценной школы подготовки к родам было мало. Часть специалистов – например, перинатальных психологов – Елена взялась привезти из Петербурга, педиатра же было решено искать на месте. Вскоре выяснилось, что решить проще, чем сделать.
Многоходовочка с ГВ
«Мы составили расписание, назначили первые даты. Заведующий вызвался читать часть лекций. Оставалось договориться с педиатром: помимо тем ухода за новорожденным и грудного вскармливания, для нас были актуальны и другие вопросы, которые волнуют родителей: профилактика ОРВИ, закаливание, вакцинопрофилактика… Однако очереди из желающих мы не увидели», – вспоминает Елена.
Проблема оказалась, в общем, банальной: педиатров в районе не хватает, подавляющее большинство специалистов работает на полторы ставки. В таких обстоятельствах энтузиастов, готовых к общественной нагрузке, оказалось немного. Точнее – один.
«Нам удалось договориться с Еленой Валентиновной Таланковой, но при этом она сказала: “Я давно мечтала отучиться на консультанта по грудному вскармливанию”. Мы скинулись, оплатили дистанционные курсы… и получили лектора для наших семинаров (а заодно и специалиста по грудному вскармливанию, конечно)», – рассказывает Елена.
Намерения, которых не было
Вообще первое время вся организация существовала на принципах самофинансирования в самом нефигуральном смысле слова – все расходы делили между собой Елена и двое её соратников – Владимир Лагуновский и Наталия Есина (позднее они и ещё несколько энтузиастов станут соучредителями общественной организации «Семейный информационный центр»). Печать брошюр и плакатов, оплата работы приглашенных специалистов, обучение на консультанта по ГВ – всё делалось за свой счет.
Довольно быстро это насторожило местную общественность. Стали возникать вопросы. С какой стати такая щедрость? Кто и что стоит за благотворительностью? В чем второе дно подобного альтруизма?
«Мы завели группу ВКонтакте и стали рассказывать в ней, что и зачем мы делаем. Первое время я постоянно отвечала на вопросы в духе “Для чего вам это надо, признайтесь честно?” и “Вы, небось, хотите в депутаты пролезть”, – беззлобно говорит Елена. – Я раз за разом писала о том, что никаких целей, помимо помощи людям из родного города, у меня нет. И что в депутаты я совершенно точно не хочу». Постепенно отношение стало меняться. Увидев прозрачность, открытость и возможность задать любые, даже самые неудобные, вопросы, люди понемногу начали доверять.
Кому и зачем это нужно
«Когда мы только начинали, нам часто говорили: “Это никому не надо, никто к вам не придет”. Мол, это в Питере всех волнует подобное, а тут – нет. Я отвечала, что если придет даже один человек, я буду довольна», – вспоминает Сусорова. И добавляет: «Хотя внутри у меня, конечно, было беспокойство». Беспокойство, надо сказать, вполне объяснимое: ни один организатор не мечтает привезти в райцентр лектора и посадить его перед залом из трех человек.
Однако опасения не оправдались. «Люди к нам пошли. Практически сразу на наши семинары стало собираться человек по 30-40 слушателей. Помогла и группа ВКонтакте – мы сразу рассказали людям, как важна для нас обратная связь, как важно получать их отзывы».
И люди стали писать. О том, как на самом деле нужна такая работа, как ценна информация, которую можно совершенно бесплатно получить на семинарах. «Да, первое время слушатели, приходившие на лекции, явно ждали момента, когда им что-то начнут продавать: предложат в конце занятия оплатить курс или купить что-то очень полезное, или что-то еще», – улыбается Елена.
Когда окончательно подтвердилось, что за активностью команды «Семейного информационного центра» стоит только сама активность, что никто не собирается использовать Кингисепп и его беременных для брони депутатского кресла и не планирует создать на месте женской консультации очередной торговый центр, местные выдохнули. И стали приходить. Общаться. Делиться информацией друг с другом. Поддерживать, писать отзывы, благодарить. Вскоре стало ясно, что мощности можно наращивать.
Вот тебе, бабушка, и Папин день
«Папины дни» начались задолго до Кингисеппа – семейные фестивали «для пап» (а по факту, конечно, для всех-всех-всех) Сусорова проводила в Санкт-Петербурге и Москве еще в то время, когда «региональной составляющей» проекта не было и в помине.
Первый «папский фестиваль» Елена с коллегами организовала в 2011-м, так что к 2018-му понимание, что и как нужно делать, было детализировано до мелочей. К работе приступили, минуя стадию изобретения велосипеда: сбор команды, распределение обязанностей, согласование с администрацией, полицией, разнообразные разрешения, дежурство «Скорой» – всё было продумано еще на старте.
Не забыли и про партнеров фестиваля. «Мы пошли к социально ответственному бизнесу города – на местный водоканал, на другие предприятия. Мы не просили “дайте денег”, а говорили о том, как важно объединить усилия, чтобы получился настоящий праздник для жителей, что мы обязательно всем расскажем, что большую лепту в то, чтобы всё состоялось, внесли вот такие предприятия, разместим логотипы, напишем об оказанной поддержке. Договаривались с самыми разными компаниями. Многие помогали не финансово, а делом, закрывая наши конкретные потребности – в транспорте, уборке, вывозе мусора. Так общими усилиями мы нашли поддержку, которая позволила сделать практически всё, чего мы хотели. Добавили немного своих денег – и начали готовиться», – рассказывает Сусорова.
Начинание хорошо поддержала местная и региональная пресса. Одновременно в августе 2018-го Ленинградская областная общественная организация социальной помощи «Семейный информационный центр» получила свой официальный статус.
Наконец, «день П» настал: 3000 человек, свободный вход и бесплатные мастер-классы, конкурсы, сладкая вата и аквагрим, полный восторг участников и десятки благодарных комментариев в паблике ВКонтакте… «Это было то, ради чего мы всё делали. Обратная связь, поступившая вечером того же дня, для нас, буквально падавших с ног, была очень поддерживающей. Это окрыляло… и я практически сразу же поняла, что вот сейчас нам и прилетит», – говорит Елена.
Библиотека VS дискотека
Интуиция Сусорову не подвела: после феерически успешного мероприятия по городу опять поползли слухи. «Люди стали снова искать подводные камни. Снова начались обсуждения в духе “Почему всё бесплатно? Что за этим стоит? Какие цели на самом деле преследуют организаторы?”», – вспоминает она. Кончилось всё тем, что в один прекрасный день «Семейный информационный центр» безо всякого объяснения не пустили в библиотеку, – здесь был запланирован очередной семинар.
«Мне казалось, что мир сошел с ума, я не понимала «за что?». При этом мы жили очень тяжело финансово – вплоть до того, что зачастую не могли заправить машину, чтобы поехать по делам. Это был шок, земля ушла из-под ног», – вспоминает Елена.
По счастью, не только беда, но и спасение нередко приходит с довольно неожиданной стороны. Местный бизнесмен – владелец кафе и одной из кингисеппских дискотек – предложил для проведения семинаров свою площадку. Так районная дискотека внезапно обзавелась новым социальным статусом. «Конечно, люди были очень удивлены, когда мы пригласили их на курсы по ведению беременности в такое неожиданное место, – улыбается Елена. – Перед началом занятия мы вышли и сказали “Многие из вас здесь познакомились, так что давайте продолжим”».
Переломный момент
Слушатели посмеялись, но по окончании лекции сели за коллективное письмо в администрацию города. «Это был знаковый момент – если бы люди отвернулись или не сделали бы этого шага, мы бы не поняли, насколько для них ценно то, что мы делаем, – говорит Сусорова. — Это была очень важная для нас обратная связь». Несмотря на то, что письмо не разрешило ситуацию сразу, оно оказалось точкой, с которой видна граница черной полосы, началом конструктивного диалога и вопрос «за что» Елена переформулировала по-новому: «Этот кризисный момент стал самой настоящей точкой роста. Благодаря ей мы ощутили колоссальную поддержку на самых разных уровнях. Обретенное чувство плеча давало новые силы». Примерно в это же время произошли еще два события, ставшие для «Семейного информационного центра» своего рода сигнальным маячком: «Всё будет хорошо».
Во-первых, организация выиграла конкурс Фонда целевого капитала «Истоки».
«”Истоки” помогли нам ровно в тот момент, когда поддержка была жизненно необходима. Участие фонда вселило дополнительную веру в то, что всё, что мы делаем, нужно», – говорит Елена. Конечно, поддержка оказалась важной не только с психологической точки зрения: на деньги, полученные в фонде, Ленинградская областная общественная организация социальной помощи «Семейный информационный центр» смогла закупить дорогостоящую оргтехнику, необходимую для работы и подготовки информационных материалов и оплатить работу лекторов, приезжающих из мегаполиса.
Во-вторых, «Семейный информационный центр» стал одним из победителей очередного конкурса президентских грантов. «Практически одновременно с новостью о победе в конкурсе фонда «Истоки» мы узнали, что наш проект по отцовству победил в Фонде президентских грантов. Работа с отцами – очень важное для нас направление, действенный инструмент профилактики семейных кризисов. Когда папа включен на всех этапах, – во время беременности, родов, когда у родителей одинаковый взгляд на воспитание ребенка – это очень важно. Мы снова чувствовали себя «ледоколом» и с новыми силами отправились воплощать задуманное и, кажется, сама Вселенная стала нам помогать», – говорит Елена.
Потому что хорошо
«Оглядываясь назад, трудно поверить, что мы работаем в Кингисеппе всего два года», – говорит Елена. Глядя со стороны, поверить в подобное ничуть не легче. Налаженная консультационная работа для молодых семей и беременных, консультант по грудному вскармливанию, поддержка семей с детьми (лекции по детскому здоровью, развитию, психологии), «Семейные субботники», «Папин день», книга, посвященная детям войны. И, наконец, формирование сообщества города. Того самого, члены которого поддерживают друг друга в сложных ситуациях. Того, которое теперь верит: да, на семинар, субботник или городской праздник можно звать просто так. Потому что это хорошо.